strakhov.ru 125047, МОСКВА, ул. 2 Тверская-Ямская , д. 40/3, ТЕЛ. (095)234-28-11, ФАКС (095)234-24-22

В лучших традициях

Беседовала Татьяна Святкина

Генерируя весомую долю мировых экспортно-импортных грузопотоков, современный Китай притягивает самое пристальное внимание транспортной отрасли. Однако, специфику работы в Поднебесной постигают только те, кто способен строить товарно-денежные отношения с учетом традиций многовековой культуры страны, считает Ольга Мельникова, генеральный директор одной из ведущих экспедиторских компаний России - ООО "Руссотра".

Рожденные в СССР

- Госпожа Мельникова, история Вашей компании уходит корнями в известный советский бренд "Союзтранзит", получается "Руссотра" на рынке фактически более 30 лет. Как все начиналось?
- Действительно, мы является преемниками не только торгового знака "Всесоюзное Объединение "Союзтранзит", или торговой марки "Сотра", но и наследниками бесценного опыта, накопленного советской компанией, коллектив которой практически весь перешел в "Руссотра". Причем нужно отметить, что опыт "Сотры" - это не просто наработки советского и постсоветского пространства, этот опыт базируется на прочном фундаменте, воздвигнутом в течение всей многовековой истории экспедирования. Уже тогда, в начале 80-х годов прошлого столетия, деятельность Объединения строилась по западному образцу. Советскому Союзу было очень важно привлекать на свою территорию грузопоток государств Юго-Восточной Азии, и мы шаг за шагом постигали специфику работы с этим регионом, в том числе и с Китаем.
- Компания "Северсталь" в 2008 году отметила ООО"Руссотра" как "Лучшего партнера-экспедитора". Какие конкурентные преимущества позволяют Вам держать столь высокую планку?
- Мы возим все без исключения грузы, во всех направлениях и даем сервис, который могут давать только лучшие экспедиторские компании в мире. Это достигается в первую очередь устойчивыми договорными отношениями с международными и национальными экспедиторскими, транспортными компаниями и перевозчиками. ООО "Руссотра" в этом сотрудничестве делает ставку только на самые надежные, зарекомендовавшие себя фирмы. Работа в связке с лучшими региональными компаниями дает больше гарантий, чем наличие генеральных представителей в других государствах. Мы имеем возможность предоставить нашим заказчикам полный качественный комплекс услуг "под ключ" по доставке экспортных, импортных и транзитных грузов.


Наши специалисты обладают бесценным опытом в организации перевозок контейнерных и конвенциональных грузов, в том числе крупно-габаритных, тяжеловесных и уникальных. Мы работаем с привлеченным контейнерным парком и перевозчиками, гарантирующими беспрерывное движение грузопотоков. Кроме того, у нас есть навыки управления финансовыми потоками и возможность выбора экономически перспективных направлений перевозки грузов. "Руссотра" имеет возможность обеспечения внешнеторговых сделок на уровне мировых стандартов и в соответствии с современными требованиями юридических и финансовых институтов. Прежде всего, это использование документов ФИАТА, которые подтверждают выполнение экспортером и импортером своих обязательств по договору купли-продажи. В свое время "Союзтранзит" был практически единственным индивидуальным представителем СССР в ФИАТА.

Деловые партнеры ценят наш профессионализм. Кроме высокой оценки со стороны "Северстали", "Руссотра" 2006 году была награждена премией РЖД как "Лучшая компания-экспедитор", а в 2007 году мы стали номинантом Национальной общественной премии транспортной отрасли России "Золотая колесница".

Восток дело тонкое и востребованное

- У "Руссотры" есть направления или грузы, которые Вы могли бы назвать основными для Вашей компании?
- География нашей работы достаточно широка, поскольку нам интересны все направления, по которым работают наши клиенты. "Руссотра" не выделяет определенные грузы или регионы. Мы не ищем грузы для наполнения наработанных маршрутов, мы ищем решения по их перемещению. Наша компания готова прийти в любой регион вслед за клиентом и построить для него эксклюзивную логистическую схему, если того потребуют обстоятельства. Однако, сегодня мировая экономика складывается так, что наиболее востребованными направлениями являются Китай, Монголия и в целом Юго-Восточная Азия.
У нас более ста постоянных клиентов, трейдеров или грузовладельцев, товары которых мы везем по всему миру. Если маршруты изобразить очень крупными мазками то это: Китай-Монголия-Россия, Юго-Восточная Азия - Европа и обратно, Средняя Азия - Закавказье, Индия - Россия, Индия - Средняя Азия, Европа-Россия, СНГ-Прибалтика, Америка-Монголия, Белоруссия-Россия - СНГ. Грузы совершенно разные: от товаров широкого потребления и гуманитарной помощи до сырья для металлургических предприятий и сложного оборудования. Причем не все эти маршруты пролегают по территории России. Мы можем вывезти груз из Индии через Китай напрямик в Среднюю Азию.
- Как строится работа на одном из самых востребованных направлений - Юго-Восточной Азией?
- Китай и Монголия занимают особое место среди регионов нашего присутствия. "Руссотра" осуществляет доставку в различные пункты назначения большого объема экспортной продукции, производимой в этих странах. Импорт также занимает значительное место в существующем в настоящее время товаропотоке. Помимо "традиционных" для Юго-Восточного сектора грузов у "Руссотры" имеется серьезный опыт доставки проектных грузов, оборудования, техники, продуктов химической промышленности, в том числе и нефтехимии.
Грузовладельцы Китая и Монголии хорошо знают торговую марку "Сотра" и доверяют нам как преемникам этого бренда. Наша компания имеет долгосрочные и взаимовыгодные связи с государственными структурами, и с ведущими перевозчиками, экспедиторскими и торговыми компаниями этих стран. К примеру, со времен "Союзтранзита" у нас налажены прочные партнерские отношения с компанией "Sinotrans & CSC Holding Co.,Ltd", которая является одним из основных предприятий внешнеторгового транспорта Китая. Среди наших партнеров также M&M Militzer & Munch Tianbao International Forwarding Co.,Ltd, Beijing Railway Land Bridge, Safe Trans International Co.,Ltd, - ZHL International Transports Co, Sino-Worlink International Logistics Co.,Ltd, Reach-All Global Logistics Co. и другие. Благодаря нашим деловым контактам специалисты "Руссотра" способны обеспечить перемещение груза по наиболее оптимальному маршруту из Китая и Монголии в РФ, страны СНГ и далее, причем любым видом транспорта. При этом мы обеспечиваем необходимые услуги по подаче подвижного состава, таможенному оформлению и страхованию грузов, предоставляем и утилизируем контейнеры, формируем необходимые товаросопроводительные документы.
- А что поставляет сегодняшний Китай для российской экономики и что вывозит от нас?
- Значительная доля китайского экспорта на наших маршрутах - это ТНП и сырье для металлургических компаний, причем не только российских, но и украинских и европейских. Кроме того, Китай поставляет нам промышленное оборудование - буровые установки для нефтегазовой добычи, производственные машины и, конечно, товары широкого потребления. Мы в Китай везем в основном лес, минеральные удобрения и точные приборы.

Тернистый путь реформ

- Сегодня экспедиторы вынуждены строить свою работу в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта? Как чувствует себя бизнес в этих условиях?
- Преобразования, которые последовательно проводятся в железнодорожной отрасли в целях улучшения качества обслуживания грузовладельцев, сильно осложнили их жизнь. Последствия этих преобразований можно сравнить с цунами, который сносит на своем пути сооружения, воздвигнутые многими поколениями людей. Итогом сегментной приватизации, децентрализации управления подвижным составом стало нарушение устоявшихся отлаженных связей участников процесса перевозки. Ведущие эксперты отрасли считают, и я полностью согласна с этим мнением, что иного пути развития у железных дорог России, нежели как сосредоточение процесса организации перевозок в едином центре, быть не может. Это продиктовано спецификой той роли, которую исторически играли стальные магистрали в экономике страны. В наших условиях нельзя делить единый организм на составные части и отдавать их в руки разным собственникам.

К сожалению, практически ежедневно мы сталкиваемся с ситуацией, когда грузовладелец заказывает перевозку, оплачивает ее, то есть выполняет все условия Договора перевозки, а груз не едет, потому что у РЖД нет вагонов. Хотя закон говорит, что у владельца инфраструктуры не может отсутствовать возможность исполнить свои обязанности публичного перевозчика, в том числе эта обязанность может быть исполнена за счет его дочерних обществ, которым был передан подвижной состав бывшего инвентарного парка.

Сегодня нет дефицита подвижного состава, о котором многие говорят, а есть дефицит логистики. По моему мнению, первоочередной шаг, который необходимо сделать для улучшения ситуации - это вернуть в РЖД полностью либо частично парк вагонов частных операторов, управлять этим парком, сделать его доступным для грузовладельцев, не ущемляя интересов собственников.

Иначе российские железные дороги могут просто выпасть из международных логистических цепочек. Уже сегодня многие грузы из Китая и Индии вывозятся не морским путем до наших портов на Дальнем Востоке, а идут в порты Германии, чтобы в дальнейшем на автомобилях прибыть в Россию. Из северных регионов Китая становится обычным везти грузы через Казахстан также по автомагистралям.

- В 2010 году Россия, Белоруссия и Казахстан создали единое экономическое пространство, что вызвало перезагрузку торгово-экономических отношений между странами СНГ и дальним зарубежьем. Как Вы оцениваете эти новшества? - Расширение экономической зоны под единым Таможенным союзом, безусловно, сыграет свою положительную роль в области транзитных перевозок, однако, только тогда, когда механизмы выполнения рамочного документа, который подписали главы правительств трех стран, будут до конца отработаны. В первую очередь, это касается единой политики в области таможенных пошлин, а также документального оформления перемещаемого груза. Пока этого не произошло, бизнесу приходится не просто. Даже на российской территории пока не выработано единых подходов в работе. К примеру, на разных железнодорожных станциях существуют свои, совершенно непрозрачные расценки на подачу груза к таможенному досмотру, отсутствуют регламенты по срокам и прейскурантам.

- Как опытный специалист по Китаю и Юго-Восточной Азии в целом, что бы Вы порекомендовали предпринимателям, которые собираются налаживать с Поднебесной торговые отношения?

- Прежде всего, познакомиться с менталитетом этой страны, ее законодательством, традициями. Это позволит избежать многих проблем, в том числе и финансовых. И когда станет ясно, что будет являться предметом внешнеторговой сделки, еще до подписания Договора, прийти за консультацией к Экспедитору. Внешняя торговля только начинается с подписания контракта о покупке или продаже товара, а ее суть - доставить товар до конечного потребителя в целости и сохранности и без финансовых потерь.

Наша справка

ООО "Руссотра" - международная транспортно-экспедиторская компания, специализирующаяся на организации перевозок транзитных, экспортно-импортных грузов в контейнерах и конвенционально всеми видами транспорта в прямом и смешанном международном сообщениях. Предоставляет полный комплекс услуг, работая, как правило, без посредников. Имеет прямые договорные отношения с ведущими перевозчиками, стивидорными компаниями, в том числе ОАО "Российские железные дороги", а также железными дорогами Белоруссии, Туркменистана, Литвы и др.

Особое место в структуре перевозок компании занимает грузопоток из/в КНР, Монголии и стран Дальневосточного региона.

"Руссотра" является членом Международной Ассоциации Экспедиторов "ФИАТА", Ассоциации Экспедиторов России "АЭР", имеет звание "Оператор транссибирских перевозок".
Сегодня ООО "Руссотра" готова предложить услуги по организации перевозок:

- конвенциональных и контейнеризированных грузов всеми видами транспорта в международном сообщении, а также транзитом из третьих стран в третьи;
- экспортно-импортных грузов из/в РФ, стран СНГ с преимущественной специализацией на страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
- перевозок проектных, негабаритных и тяжеловесных грузов;
Кроме того, компания предоставляет услуги стивидора по перевалке, хранению грузов в портах Дальневосточного, Черноморского и Балтийского бассейнов; осуществляет контроль за движением отправок; обеспечивает охрану и страхование грузов в пути следования; согласовывает с перевозчиками специальные условия доставки.

Наша справка

Мельникова Ольга Васильевна, генеральный директор ООО "Руссотра". Образование: диплом с отличием Московского государственного института международных отношений МИД СССР по специальности "Международные экономические отношения"; курсы повышения квалификации транспортных работников при Академии внешней торговли СССР; стажировка в Пекинском государственном университете по линии Государственного комитета по образованию по специальности "Экономика и транспорт КНР".
Владеет английским и китайским языками.
Имеет диплом ФИАТА
Трудовую деятельность начала в 1980 году старшим экономистом торгового представительства СССР в КНР. С 1983 года работала в ОАО "Внешнеэкономическая компания "Союзтранзит": прошла путь от инспектора по основной деятельности до Председателя Совета Директоров.
В 2003 году решением Общего собрания учредителей назначена на должность Генерального директора ООО "Руссотра".
Награды: Лауреат Национальной общественной премии транспортной отрасли России "Золотая Колесница" в 2007 году в номинации - "Руководитель года транспортной отрасли";
звание "Почетный железнодорожник Монголии" за вклад в развитие железнодорожных перевозок на этом направлении;
памятная медаль "Афанасий Никитин" Ассоциации российских экспедиторов;